Здравствуйте,
Имя пользователя или электронная почта:

Пароль:



[ ]
[ ]
[ ]
19.04.2009
Вселенная в пасхальной писанке
версия для печати
Фото Ольги Захаровой
Вселенная в пасхальной писанке
Перед Светлым праздником Пасхи, или Великим Днем, есть несколько обычаев, которые стараются соблюсти большинство людей. Среди них – обычай красить яйца. Сейчас этот обычай прочно ассоциируется с христианским праздником Пасхи, однако, по археологическим свидетельствам, обычай этот гораздо старше. Так, в захоронениях и культурных слоях, датируемых до нашей эры, находят окрашенные скорлупки яиц. Этот обычай также был широко распространен географически – так, например, в Африке расписывали яйца страусов. Кстати, необходимо определиться с терминами. Просто крашеные яйца (однотонные) называются крашенками.А вот яйца, расписанные особым образом, с определенной символикой и с соблюдением различных условий, называются писанками. Писанка значила гораздо больше, чем просто раскрашенное яйцо, она служила оберегом, залогом прихода весны и будущего процветания. Больше всего традиций, связанных с писанками, и вариантов росписи сохранилось на Украине. В городе Коломыя даже существует музей писанки.
Фото Ольги Захаровой
Традиция росписи яиц и последующих действий с ними относятся к весеннему циклу календарных обрядов. По некоторым сидениям, писанки начинали писать со Сретения и кончая Троицей – в зависимости от назначения писанки. Будучи включенной в весенний цикл календарной обрядности, писанка несла в себе несколько смысловых нагрузок – это и обеспечение благоприятного прихода весны, и обеспечение плодородие и урожая (отсюда – обычай катать яйца на поле), и поминальный – то есть связь с ушедшими предками, которые продолжали с неба и из–под земли обеспечивать благополучие. Считалось также, что именно весной души предков на некоторый срок, вместе с молодой зеленью и листьями, птицами приходят погостить в этот мир. Отсюда – обычай приходить на могилы с крашеными яйцами. По некоторым сведениям, особую поминальную функцию несли писанки с зеленым фоном. Такие яйца либо оставлялись на могилах, либо их скорлупа пускалась по реке – считалось, что за сорок дней река донесет скорлупу до «того света», и за это время скорлупа снова станет яйцом. И тогда обитатели того света тоже будут праздновать Велик день, и насытятся.
Фото Ольги Захаровой
Яйцо также несло в себе магическую функцию преобразования неживого в живое – подобно тому, как из, казалось бы, неживого яйца, выходит живая птица. Именно поэтому для писания традиционно брались только оплодотворенные яйца, куриные или гусиные. Кроме того, сама по себе птица несла в себе как символику прихода весны, так и обеспечения урожая на полях и плодовитости домашних животных. Яйцо как символ возрождения жизни также как нельзя более отражает и христианскую символику. Не случайно на Украине родились трогательные легенды о том, как появились писанки. Одна из них повествует о том, что человек, несший корзинку с яйцами, оставил ее, чтобы помочь Христу. Когда этот человек вернулся к корзинке, то она была полна писанок. Другая легенда говорит, что первыми писанки стала писать Богородица для младенца Христа. Возможно, поэтому, или в память о том, что женщина – это подательница жизни, традиционно писанки создают женщины – писанкарки, мастерство передается по наследству. Перед писанием писанок, обычно вечером, когда все успокаивается, женщина молится, и старается ни с кем не разговаривать, чтобы не потерять высокого настроя духа. Именно в тишине и рождается писанка, которая несет на себе символику всего мироздания. Ведь, согласно некоторым мифам, весь мир создался из яйца, снесенного некой водной птицей. И в память об этом на писанке можно увидеть птиц, иногда окруженных точками – семенами жизни. Некоторый символы, которые можно увидеть на писанках, известны со времен неолита и энеолита, в частности, Трипольской культуры. В частности, это струи воды, ниспадающие с неба, верхние и нижние воды, границы миров – неба, земли, подземного мира. Через все миры, окаймляя их, тянется «сосонка» – символ мирового древа. Можно увидеть и солнце на обоих «полюсах» – солнце дневное и ночное, солнце верхнего и нижнего миров, знак того, что солнце светит всегда. На теле писанки, в середине, очень часто виден главный символ земледелия – вспаханное и засеянное поле.
Фото Ольги Захаровой
Однако есть и более древние символы. Так, целую группу исследователи относят к образу Великой матери – подательницы жизни – ее образ также можно встретить на славянских вышивках. Другая группа относится к священным животным – изображения оленя, коня, а также – различных стилизованных частей. Например, узор «медвежьи лапы» восходит еще к тому времени, когда человек только становился человеком в современном понимании (мустьерская эпоха), и одним из первых культов был культ медведя. Есть также узоры утиные лапы, бараньи рожки (солярный символ), волчьи зубы. Отдельная группа узоров относится к ходу времени, к бегу солнца. Наконец, есть писанки и с чисто христианской символикой – сюда исследователи относят писанки с рыбами, писанки с изображением церкви. Сами писанкарки говорят, что одно из значений рисунка «сорок клинцев» – память о последних сорока днях земной жизни Иисуса Христа. Готовая писанка освящалась, дарилась близким людям в качестве оберега, хранилась в этом же качестве дома. Освященную писанку выносили в поле, закапывали – все с той же целью вырастить и сохранить урожай, приносилась на скотный двор – чтобы не болел и «велся» скот. Сегодня писанка – это не только символ весны и возрождения, но и памятник живого народного искусства, возможность заглянуть в загадочный мир наших далеких предков. 18 апреля 2009 Ольга Захарова Фото Ольги Захаровой      Фото Ольги Захаровой
© 2006-2024 НП «Птицы и Люди»