Здравствуйте,
Имя пользователя или электронная почта:

Пароль:



[ ]
[ ]
[ ]
23.10.2013
Программа «Хранители водно-болотных угодий» работает на будущее
версия для печати
Экологическая школа «Хранители водно-болотных угодий», фото Анны Блидченко

Программа «Хранители водно-болотных угодий» работает на будущее

Поддержание водно-болотных угодий (ВБУ) в экологически приемлемом состоянии – задача, в решении которой могут участвовать не только государственные структуры, но и широкая общественность – студенты, школьники, учителя, экологические клубы, общества охотников и рыболовов, экологические активисты. В этом процессе особенно велика роль местных организаций, готовых постоянно заботиться о водных объектах своей малой родины - родниках, ручьях, речках, озерах и болотах, собирать и распространять эколого-значимую информацию, повышать экологическую грамотность местного населения.

Для решения этих вопросов международным Проектом по сохранению трансграничных водно-болотных угодий Полесья в Беларуси, России и Украине начата реализация программы «Хранители водно-болотных угодий». Программа реализуется в соответствии с Программой СЕРА (информирование, образование, просвещение и партнерство) Рамсарской конвенции.

Основная цель программы «Хранители ВБУ» – создание сети общественного мониторинга состояния родников, малых рек, озер болот, пойменных участков в долинах рек Западная Двина и Днепр с притоками Сож и Десна, участие «хранителей» в принятии эколого-значимых решений относительно охраны и устойчивого использования водно-болотных угодий региона.

Основные задачи программы:

  • выявление инициативных групп и повышение их мотивированности в отношении сохранения и рационального использования ВБУ;
  • формирование сети «поставщиков» информации о текущем состоянии водно-болотных объектов или их отдельных компонентов, обучение сформированных команд «хранителей». В качестве поставщиков информации могут выступать школьные исследовательские команды, рыбаки, охотники, грибники, дачники, общественные организации и отдельные инициативные группы граждан и др.;
  • вовлечение «хранителей» в работу общественных советов при органах государственной власти, участие в принятии эколого-значимых решений;
  • информационная и методическая поддержка сети «хранителей» путем выпуска и распространения электронных и печатных информационных бюллетеней, методических рекомендаций и сборников, буклетов, плакатов, листовок и пр.
  • вовлечение учителей и школьников в исследовательскую и практическую природоохранную работу: проведение тренингов и дискуссионных круглых столов с педагогами, школьных экологических практик, открытых уроков, тематических конкурсов, конференций, выставок и пр., консультативная поддержка проектов по водно-болотной тематике со стороны специалистов-биологов;
  • обмен опытом внутри сформированной сети, распространение позитивного опыта действующих групп «хранителей», развитие коммуникаций на международном уровне.

Экологическая школа «Хранители водно-болотных угодий»

В среднесрочной перспективе, по программе планируется получить следующие результаты:

  • Действующую в регионе самоорганизующуюся сеть «хранителей ВБУ»;
  • Работающие группы «поставщиков» информации. Предполагается, что информация собирается и компилируется научными и природоохранными организациями; сведения, полученные от «хранителей», включаются в аналитические обзоры состояния ВБУ, региональные Красные книги и базы данных ООПТ, доклады в международные природоохранные сети, периодические издания, просветительские буклеты об угодьях, привлекательных для рекреации;
  • Коллективы педагогов и школьников (школы региона, центры дополнительного образования и станции юннатов, биологические кружки, экологические клубы), ориентированные на работу с водно-болотными объектами, обученные навыкам полевых исследований, первичной обработки материалов, обобщения и представления результатов. Школьные коллективы самостоятельно обмениваются опытом – непосредственно и через интернет (социальные сети, форумы, рассылки);
  • Опубликованные и распространенные методические руководства по проведению исследовательских и практических работ; школьные проекты, связанные с ВБУ и представленные на национальных и международных конкурсах и форумах;
  • Опубликованные в местных, региональных, национальных СМИ материалы «хранителей». Статьи «хранителей» публикуются в интернет-изданиях - «Водно-болотном журнале» и «Трансграничном бюллетене по сохранению ВБУ». Электронные периодические издания выполняют роль «дискуссионной площадки», наряду с социальными сетями;
  • Региональные инициативы, интегрированные в международные программы и планы действий и реализуемые в соответствии с их идеологией. Предполагается непосредственный обмен опытом с зарубежными и международными организациями, работающими в области сохранения и устойчивого использования ВБУ, местные и национальные организации формализуют членство в международных сетевых сообществах, таких как WetlandLink International и др.

Экологическая школа «Хранители водно-болотных угодий», фото Ивана Рекубратского

В части работы с учителями и школьниками в рамках Программы планируются следующие мероприятия:

  • Международные, межрегиональные, региональные и местные научно-практические и обучающие семинары;
  • Дискуссионные круглые столы;
  • Школьные конференции;
  • Конкурсы школьных проектов;
  • Экологические полевые школы;
  • Консультирование школьных проектов специалистами-биологами;
  • Участие школьников в исследовательских и практических работах на ООПТ;
  • «Открытые уроки ВБУ» и тематические выставки в регионах проекта;
  • Публикация методических пособий;
  • Публикация периодических изданий - Водно-болотного журнала и Трансграничного водно-болотного бюллетеня;
  • Поддержка водно-болотного сайта и размещение на нем новостей и других информационных материалов, поступивших от «хранителей ВБУ». В 2012-13 гг. в рамках программы реализованы следующие мероприятия:
  • Экологическая школа «Деснянские зори», НПП «Десняско-Старогутский», Середино-Будский р-н Сумской области, Украина, июль-август 2012 и 2013 гг. – при поддержке Администрации Сумской области. Материалы, собранные школьниками, интегрированы в базу данных проектного участка «Долина р.Десны»;
  • Круглый стол для учителей «Развитие программы «Хранители ВБУ» в Западнодвинском районе Тверской области, Россия», 05.01.2013;
  • Экологическая практика и школьная конференция «Хранители ВБУ», 04-08.01.2013, пос. Ильино Западнодвинского р-на Тверской обл., Россия;
  • Научно-практический семинар для учителей и педагогов внешкольного образования «Основы наблюдений за состоянием водно-болотных угодий», 07-09.08.2013, база «Деснянка», НПП «Деснянско-Старогутский», Украина;
  • Экологическая школа «Хранители ВБУ», 19-26.08.2013, пос. Бенцы Западнодвинского р-на Тверской обл., Россия – при поддержке Администрации Западнодвинского р-на;
  • В проектном регионе в формате соревнований по бёрдингу проводятся тренинги для формирования школьных команд – участниц «народного мониторинга» мигрирующих птиц. Проводятся волонтерские акции по народному мониторингу: соревнования по бёрдингу в НПП «Деснянско-Старогутский» – 2012 и 2013 гг., соревнования по бёрдингу в с.Чистое в 2012 и 2013 гг. и в г.Торопец – Западнодвинский регион, бассейн р.Торопа, правого притока З.Двины, бёрдинг-ралли «Гуси-Лебеди», 2 мая 2013 г. – Западнодвинский р-н Тверской области, проектные участки «Западнодвинье» и «Улинское Поозерье». Материалы, собранные волонтерами-бердерами, использованы при подготовке номинаций проектных участков в международные списки особо ценных территорий;
  • Международный конкурс школьных учебно-практических проектов «Природа, Человек, Страна»: 2012 г. – номинация «Водно-болотные угодья и другие экосистемы в ненарушенном состоянии», 2013 г – ВБУ как одна из главных тем конкурса. В 2012-13 гг. в конкурсе приняли участие более 1500 работ из России и Украины;
  • Международный конкурс проектов «Молодежь и ООПТ» в рамках Молодежного экологического форума для СНГ. Одна из тем - «Водно-болотные угодья», октябрь-ноябрь 2013 г. – при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
  • Опубликован сборник методик «Основы наблюдений за состоянием окружающей среды» под ред.С.М.Панченко и Л.В.Тихенко. «Университетская книга», Сумы, 2013, 352 стр.
  • Разработана программа «открытого урока ВБУ», подготовлены и распространены среди учителей тематические презентации для урока. Проведены модельные уроки в Западнодвинском р-не Тверской обл., Россия;
  • Разработан сайт «Сохранение водно-болотных угодий» на портале www.birder.ru, начато размещение материалов – при поддержке Посольства Королевства Нидерландов.
  • Опубликован первый номер электронного «Водно-болотного журнала» - при поддержке Посольства Королевства Нидерландов;
  • Опубликованы первый и второй выпуск электронного бюллетеня «Сохранение трансграничных водно-болотных угодий».

День города Западная Двина, фото Ивана Рекубратского

Программа «Хранители ВБУ» находит на местном уровне широкую поддержку у всех без исключения групп населения: это и районные администрации, и охотники и, конечно учителя и их воспитанники. Для нас самое важное, что программа начинает жить своей жизнью: «хранители» выступают с собственными инициативами, все новые и новые участники вовлекаются в природоохранную работу, средства массовой информации освещают мероприятия, которые все в большем объеме финансируются из областных и районных бюджетов. При сохранении такой тенденции программа «Хранители водно-болотных угодий» вскоре станет развернутым природоохранным движением, которое, как те реки, в поддержку которых развивалась эта инициатива, свободным потоком преодолеет и расстояния, и государственные границы.

© 2006-2024 НП «Птицы и Люди»