Добро пожаловать,
Логин:

Пароль:


Запомнить

[ ]
25.10.2013
Международный семинар «Основы наблюдений за состоянием водно-болотных угодий»
для печати
Международный научно-практический семинар «Основы наблюдений за состоянием водно-болотных угодий», фото Ивана Рекубратского

Учителя Сумской и Черниговской областей Украины
включились в программу «Хранители водно-болотных угодий»

Летняя экологическая школа «Деснянские зори», организуемая Администрацией национального природного парка «Деснянско-Старогутский» и творческой группой ведущих украинских ученых во главе с доцентом Сумского государственного университета и докторантом Киевского национального университета имени Т.Шевченко Сергеем Михайловичем Панченко, работает в Парке уже 10 лет при поддержке Сумского областного центра внешкольного образования и работы с талантливой молодежью (ОЦВОиРТМ).

Школа – истинный «инкубатор» полевых биологов: большинство ее участников становятся победителями национальных и международных биологических олимпиад и конкурсов, а затем поступают в профильные ВУЗы. А, будучи студентами, и даже по окончании институтов не бросают школу, но возвращаются в нее вожатыми и преподавателями.

Экошкола традиционно проводится на базе «Деснянка», расположенной в живописном месте на надпойменной террасе р.Десенки - рукава Десны, обширная долина которой заповедана и охраняется с украинской стороны Парком «Деснянско-Старогутский», а с российской стороны – заповедником «Брянский лес». Украинская часть территории имеет статус Рамсарского угодья международного значения.

Уже два года, как школа стала международной – участие в ней принимают учителя и школьники не только из Украины, но и из России. Преподавателями экошколы – сотрудниками Института зоологии им. И.И.Шмальгаузена Национальной Академии наук Украины (НАНУ), Института ботаники им. М.Г.Холодного НАНУ и других академических институтов, нескольких украинских университетов, а также сотрудниками заповедника «Брянский лес» - в течение многих лет отрабатывались методики сбора и обработки полевого материала, адаптированные для работы со школьниками. Поскольку экосистемы в долине р. Десна являются природным достоянием двух стран, эти методики учитывают задачи трансграничного научного и эколого-просветительского сотрудничества.

Международный научно-практический семинар «Основы наблюдений за состоянием водно-болотных угодий», фото Ивана Рекубратского

В этом году под руководством С.М.Панченко был подготовлен и издан на украинском языке сборник методик, апробированных в экологической школе. В следующем году мы надеемся увидеть русскоязычное издание этой книги. Коллективом проекта «Сохранение трансграничных водно-болотных угодий в Беларуси, России и Украине» сборник рекомендуется в качестве основы для выполнения полевых работ группам «хранителей водно-болотных угодий».

Для обсуждения сборника и организации работ программы «Хранители водно-болотных угодий» в августе нынешнего года в рамках экошколы «Деснянские зори» состоялся международный научно-практический семинар «Основы наблюдений за состоянием водно-болотных угодий». В семинаре приняли участие 22 представителя общеобразовательных и внешкольных учебных заведений, государственных и неправительственных организаций из Украины и России.

Международный научно-практический семинар «Основы наблюдений за состоянием водно-болотных угодий», фото Ивана Рекубратского

Основной целью семинара организаторы – Украинское общество охраны птиц, ОЦВОиРТМ , НПП «Деснянско-Старогутский» и общественная экологическая организация «Деснянские зори»- сформулировали распространение опыта школьного мониторинга состояния водно-болотных угодий на примере экошколы «Деснянские зори».
С ключевыми презентациями на семинаре выступили С.М.Панченко, Н.Н. Гайковая, зав.отделом Сумского ОЦВОиРТМ, О.А.Яремченко, украинский координатор проекта, А.К.Благовидов, российский координатор проекта, О.Ю.Анисимова, координатор проектов Российской программы Wetlands International.

Учитывая важность многолетнего успешного опыта подготовки мотивированных школьников, участники семинара решили:

  • активно внедрять в проектном регионе программу «Хранители ВБУ»,
  • предложить Министерству экологии и природных ресурсов Украины выступить с инициативой проведения по этой тематике Всеукраинской конференции для образовательных учреждений, пригласить представителей Министерства образования Украины на очередное совещание Координационного комитета проекта;
  • просить Министерство образования Украины, департаменты образования Сумской, Черниговской, Полтавской и других областей о содействии в организации межобластного школьного экологического лагеря на базе НПП «Деснянско-Старогутский»;
  • предложить школам и учреждениям внешкольного /дополнительного образования использовать методики пособия «Основи спостережень за станом довкiлля», выбрать водно-болотный объект для наблюдения и проконсультироваться относительно его статуса с организациями, вовлеченными в проект, а также обеспечивать оперативное поступление информации в природоохранные организации и СМИ о возникших угрозах для «подшефного» ВБУ.

Международный научно-практический семинар «Основы наблюдений за состоянием водно-болотных угодий», фото Ивана Рекубратского

И можно было бы сомневаться в эффективности этих рекомендаций, если бы ни наглядный пример, демонстрирующий успешность применения методик и работы по программе «Хранители» – финальная конференция участников экошколы. Все представленные детьми доклады имеют, безусловно, не только учебную, но и научную ценность, давая уникальные сведения для многолетнего мониторинга флоры, фауны и экосистем Деснянского Полесья.



©2006-2018 Некоммерческое партнерство содействия развитию орнитологии «Птицы и Люди»