Подведены итоги международного конкурса среди школьников
на лучший учебно-практический проект «Природа, Человек, Страна – 2012»
Список победителей конкурса
Итоги первого этапа
Положение о конкурсе
Списки региональных жюри
Список региональных оргкомитетов
Дорогие друзья!
Подведены итоги конкурса «Природа, Человек, Страна - 2012».
В этом году принимались работы по пяти номинациям:
• Водно-болотные угодья и другие природные экосистемы
• Сохранение видов Красной книги и мест их обитания
• Особо охраняемые природные территории
• Птицы и человек
• Идеи сохранения живой природы в быту и культуре.
На конкурс принимались работы только старших школьников – от 12 лет и старше. Работы младших школьников и студентов в этом году мы не принимали. Сбор и отправку работ организовывали 15 региональных комитетов в Алтае-Саянском регионе, Бурятии, Якутии Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Липецкой, Калининградской, Кировской, Костромской, Новосибирской, Орловской, Самарской, Саратовской, Тверской, Томской областях, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Москве и Московской области, в Сумской области Украины.
Организовать и провести конкурс на местах Некоммерческому партнёрству содействия орнитологии «Птицы и Люди» помогали в 27 организаций, в их числе: Ассоциация заповедников и национальных парков Алтай-Саянского региона, Беллона, Департамент природных ресурсов Томской области, заповедники: Воронежский, Жигулевский, Нургуш, Институт биологических проблем криолитозоны СО РАН, МГУ, национальные парки: Деснянско-Старогутский (Украина), Мещера, Хвалынский, РОДП «Яблоко», Сибирский экологический центр, Совет по морским млекопитающим, Союз охраны птиц России, Экоцентр Тверского Университета, Wetlands International и многие другие.
Конкурс проходил в два этапа. На первом региональные оргкомитеты, которые сформировали свои жюри, выявляли местных победителей, отмечали участников дипломами и призами, и лучшие работы направляли на международный этап конкурса. Региональные жюри работали в Санкт-Петербурге, Москве, Самарской, Саратовской, Томской, Сумской областях. Московский оргкомитет оценивал работы из всех регионов, где собственных жюри не было.
Всего на первый этап всеми региональными комитетами были приняты более 200 работ. Большинство из них выполнены группами школьников, поэтому участников конкурса оказалось более 500 человек, им помогали готовить работы 280 руководителей и консультантов: учителей, специалистов, ученых. Все авторы работ получили дипломы участников, а руководители и консультанты – благодарности за помощь в проведении конкурса.
Обязательным требованием к конкурсным проектам является наличие в них практических действий, намеченных в ходе предварительных исследований и реализованных на практике. Именно успех практической деятельности оценивался выше всего. Хотя это требование было четко прописано в положении о конкурсе, не все работы удовлетворяли ему в полной мере. Часть проектов представляли собой рефераты на заданную тему, часть содержали описание акций по уборке мусора на территории школы или обычных занятий в экологических кружках. Жюри приняло решение рассматривать и такие работы, хотя они и не в полной мере отвечали требованиям Положения о конкурсе.
Конкурсные работы должны быть изложены в соответствии с общепринятой для такого рода проектов структурой. Они должны включать в себя: титульный лист (где указаны название работы, организации, исполнители, руководители, консультанты), реферат, содержание, введение (проблема, цели, задачи), методику, описание деятельности, полученные результаты, практический эффект, перспективы использования в будущем, приложения (если необходимы). Очень хорошее впечатление оставляют работы, оформленные с соблюдением всех этих требований. Особенно приятно читать тексты, тщательно выверенные авторами. Лучшие из них мы, с любезного разрешения авторов, будем публиковать у нас на сайте НП «Птицы и Люди».
К сожалению, такими оказались не все работы. Поражает даже не то, что многие изложения не структурированы, а то, сколь огромно количество ошибок – грамматических, стилистических, смысловых присутствует в отдельных работах. Помимо ошибок, тексты засорены бессмысленными канцеляризмами, вроде: «человек вправе реализовать свои законные конституционные права на окружающую среду, и в ходе реализации этих прав нами был изучен видовой состав растений». Хотелось бы обратиться к руководителям и консультантам: чем проще и лаконичнее будет описана суть дела, тем большую симпатию вызовет работа. Изучать и сохранять свою природу хорошо и интересно само по себе, вне зависимости от наличия или отсутствия руководящих документов. Очень бы хотелось, чтобы детям это прививалось прежде, чем они освоят методики биологических и экологических исследований.
На конкурс поступило много работ об образцово выполненных силами школьников исследованиях. В результате была получена ценная научная и практическая информация. Однако во многих случаях шаги по ее практическому использованию оказались недостаточными, или не предпринимались вообще. Такие работы были особо отмечены жюри. Хотя призовых мест они не заняли, мы разместим их на нашем сайте как образцы проведения исследований силами школьников.
Больше всего работ пришли в номинацию «Водно-болотные угодья и другие природные экосистемы». Тематика этой номинации оказалась очень широкой: от мониторинга состояния городских парков до программы зарыбления местных водоемов. Много работ было посвящено различным методам биотестирования, лихеноиндикации. К сожалению, в большинстве случаев эти работы не завершились практическим внедрением полученных результатов. В нашем конкурсе такие проекты не имеют шансов на победу, поскольку «Природа, Человек, Страна» - конкурс науч-но-практических школьных работ и практический результат работ оценивается выше всего. Очень бы хотелось, чтобы результаты лучших исследований в ближайшем будущем были внедрены в практику. По материалам наиболее ярких школьных проектов будут подготовлены публикации для электронного бюллетеня «Водно-болотные угодья России: проблемы и решения».
В номинации «Сохранение видов Красной книги и мест их обитания» большинство работ посвящено сохранению угрожаемых видов растений. Как правило, это исследования, выполненные на хорошем методическом уровне, но без четкого практического компонента, о чём уже было сказа-но выше. Некоторые работы представляют собой рефераты литературных источников о биологии и мерах по сохранению того или иного вида плюс отчеты о природоохранных акциях, проведенных всеми учениками школы за год. Прямой связи акций с задачей сохранения вида в таких работах не прослеживается. Жюри приняло решение принять их к участию в конкурсе, но при оценке они получили низкой балл из-за несоответствия задач работы и методов их решения. Надеемся, что в будущем руководители школьных проектов обратят на это особое внимание.
В номинации «Особо охраняемые природные территории» большинство работ посвящено обустройству территорий местного значения и взаимодействию с заповедниками и национальными парками. Диапазон тем оказался довольно широк – от создания экологических троп до мониторинга состояния биоты.
Номинация «Птицы и человек» объединила работы орнитологического направления. Много работ посвящено поддержке птичьего населения зимой. Особенно приятно, что во многих случаях работа школьников не сводится просто к развешиванию кормушек и уходу за ними. Проекты включают в себя анализ видового состава птиц, выявление предпочитаемых кормов, определение оптимальных мест для размещения кормушек, мастер-классы для жителей окрестных домов. Сведения о состоянии птичьего населения передаются профессиональным орнитологам. На конкурс пришло много хороших орнитологических исследований, но без четко выраженной практической части. Лучшие их таких работ получили особую отметку жюри и рекомендации по внедрению результатов.
В номинацию «Идеи сохранения живой природы в быту и культуре» пришли работы об исторических и современных традициях бережного отношения к природе в повседневной жизни. Одни проекты ставят своей целью подготовить соответствующие разделы для школьных музеев и регулярно проводить там занятия, разработать лекции и уроки о народных традициях сохранения живой природы. Другие - содержат современный опыт восстановления садов и парков силами школьников и местного населения. Особенно интересны проекты, в которых опыт культурных и бытовых традиций предыдущих поколений используется как основа для нынешней природоохранной деятельности.
Особые слова благодарности хочется сказать в адрес руководителей кружков, клубов и региональных оргкомитетов, приславших серии школьных работ достойных высокой оценки. Замечательные работы пришли из Санкт-Петербурга, национального парка «Смоленское Поозерье», села Тюменцево Алтайского края, г. Ливны Орловской области, Хвалынского национального парка, Деснянско-Старогутского национального парка Украины, Частной интегрированной школы г.Волгограда, природного парка «Донской».
Работы, занявшие первые места на региональном этапе конкурса, были отобраны для участия в международном этапе. На нём были рассмотрены 76 работ и выбраны 15 призеров – работы, за-нявшие 1,2 и 3 место в 5 номинациях. Их список размещен у нас на сайте НП «Птицы и Люди»:
www.birder.ru .
Победителем в номинации «Водно-болотные угодья и другие природные экосистемы» стала работа «Использование открытых водоемов для решения социальных вопросов населения Моро-зовского района», выполненная учениками Средней общеобразовательной школы №6 г. Моро-зовска Ростовской области. Её авторы: Дмитрий Сизенцев, Татьяна, Иван и Елена Шереметовы, руководитель - преподаватель ОБЖ Иван Иванович Шереметов, консультант - доцент кафедры экспертизы ДонГАУ Татьяна Ивановна Шпак. Совместно с преподавателями и студентами Донского аграрного университета ребята сделали инвентаризацию всех искусственных водоемов Морозовского района, оценили их состояние и возможности использования для разведения рыб. Выделив наиболее пригодные, восстановили в них численность рыб до промыслового уровня, при-меняя собственную, очень недорогую, но эффективную методику. Работа выполнена в тесном взаимодействии с Администрацией г. Морозовска и местными предпринимателями.
Лучшей в номинации «Сохранение видов Красной книги и мест их обитания» признана работа «Мониторинг высших растений из семейства Орхидных, произрастающих в районе Суджукской лагуны и поселка Южная Озереевка, занесенных в Красную книгу России» Владиславы Халенко из объединения «Юные исследователи природы» Дома творчества детей и молодежи г. Новороссийска. Руководитель работы - Ольга Владимировна Баланюк, педагог дополнительного образования, консультант - Артем Юрьевич Сурков, главный инспектор Росприроднадзора по Краснодарскому краю. В течение нескольких лет ребята из объединения и их руководители ведут печальную хронику исчезновения уникальных растений с берегов Суджукской лагуны. Земли побережья продают и застраивают, несмотря на их природоохранный статус. Не согласных с произволом работников выгоняют с государственной службы. Организованная школьниками кампания в СМИ и помощь старожилов этих мест позволила отстоять самые ценные участки побережья, но гидрологический режим продолжает быть нарушенным и состояние лагуны ухудшается. Благодаря усилиям школьников, наконец, делом заинтересовалась природоохранная прокуратура и появилась надежда на спасение лагуны.
В номинации «Особо охраняемые природные территории» победила работа «Новая жизнь заказ-ника», выполненная учениками Тюменцевского районного Центра детского творчества Алтайского края. Авторы работы: Анна Берин, Анастасия Деринг, Дарья Доронина, Мария Пронько, Марина Шаманаева, руководитель - педагог дополнительного образования Светлана Яковлевна Надеина, консультанты - Алексей Владимирович Грибков и Людмила Валерьевна Нехорошева из Алтайской краевой общественной организации «Геблеровское экологическое общество». Ребята взяли шефство над Государственным природным заказником краевого значения «Кулундинский». Проводят в нем учеты животных и растений, развешивают искусственные гнездовья, выполняют биотехнические мероприятия для копытных, ведут разъяснительную работу с местным населением, взаимодействуют со СМИ, печатают листовки, устанавливают аншлаги. В результате значительно сни-зился пресс браконьерства, заказник в полной мере выполняет функцию стации переживания для копытных в зимний период и период отёла, поддерживается высокое разнообразие птиц. В своей работе ребята взаимодействуют с местными органами власти и Алтайским государственным университетом.
Победа в номинации «Птицы и человек» присуждена работе «Крылатая фантазия» из села Сторожевское Лискинского района Воронежской области. Анастасия Турищева из Второй Сторожевской школы под руководством учителя технологии Елены Егоровны Полюховой организовала ребят, и они создали комплект материалов и типовой сценарий для проведения эколого-просветительских мероприятий, приуроченных к празднованию Дня птиц. Были подготовлены компьютерные презентации «Возникновение птиц. Их роль в природе и жизни человека», «История праздника «День птиц» (автор – Е.Полюхов), организованы творческие конкурсы и разработаны эмблема, афиша, сценарий праздника, социологический опрос и викторина «Нужны ли птицы человеку?», проведены классные часы в начальной школе и 8-10 классах, изготовлена коллекция детской одежды «Крылатая фантазия» для участия в краевом творческом конкурсе, сформировано пособие и про-ведены мастер-классы по изготовлению и установке кормушек для птиц, проведены конкурс рисунков и фотоконкурс «Птицы родного края».
Победителем в номинации «Идеи сохранения живой природы в быту и культуре» стала работа «Деревья – патриархи Великого Новгорода». Работу выполнил коллектив из 33 учеников и студен-тов колледжей – членов Новгородского клуба «Экология». Работая в тесном взаимодействии с Администрацией и службами города, ребята провели полную инвентаризацию уникальных растений города, разработали рекомендации по их охране и уходу. Полученные материалы передали в дирекцию по управлению ООПТ области. Подготовлены и размещены на веб-сайтах презентации о каждом вековом дереве, связанных с ним событиях из истории города. После серии публикаций в новгородских газетах стали поступать отклики от горожан о таких деревьях, ранее не учтенных. Готовится передача информации об особо выдающихся деревьях во Всероссийскую программу «Деревья – памятники живой природы», которая объявлена Советом по сохранению природного наследия нации в Совете Федерации Федерального собрания РФ. Разработанные для инвентаризации критерии определения старовозрастных деревьев и методики их описания могут использоваться при проведении подобных исследований в других городах и регионах. Предыдущей рабо-той клуба «Экология» была инвентаризация родников и малых водотоков города, высоко оцененная специалистами Водоканала и отмеченная на конкурсе «Природа, Человек, Страна – 2011».
Как следует из Положения о конкурсе, мы отдаем предпочтение работам, которые дали четкий практический результат. Мы считаем самым важным – развить способность учеников к конструктивным самостоятельным действиям, умение доводить начатое дело до конца. Очень важно не только получить научный результат, но и добиться того, чтобы полученные данные были использованы для сохранения природных сообществ. Зачастую это требует больше сил и времени, чем собственно исследование. Но это – самая главная часть работы.
Очередной этап конкурса будет объявлен в ближайшее время. В будущем году мы сконцентрируем внимание на работах, непосредственно направленных на сохранение и разумное использование природных сообществ, в первую очередь водно-болотных угодий.
Ждем ваших очередных проектов!
Юлия Витальевна Горелова, Алексей Константинович Благовидов, НП «Птицы и Люди»